Операционная система UNIX


Клиентская и серверная части


Как видно из материала предыдущего пункта, клиентская и серверная части оконной системы X, хотя в целом соответствуют идеологии архитектуры "клиент-сервер", обладают тем своеобразием, что серверная часть системы находится вблизи пользователя (т.е. основного клиента вычислительной сети), а клиентская часть системы базируется на мощных серверах сети. Конечно, система X обладает достаточной гибкостью, чтобы допустить расположение серверной и клиентской частей системы в одном компьютере, в разных компьютерах одной локальной сети и удаленных компьютерах, входящих в состав территориально распределенной сети. В зависимости от конфигурации системы X-сервер может обслуживать один или несколько графических экранов, клавиатуру и мышь, реально представляя собой процесс, группу процессов или выделенное компьютерное устройство (X-терминал).

Для обеспечения требуемой гибкости, взаимодействия клиентской и пользовательской частей системы X по мере возможностей не должны были зависеть от используемых сетевой среды передачи данных и сетевых протоколов. Конечно, полная независимость - это теоретически недостижимая цель (всегда и везде), но что касается системы X, то она действительно умеет работать в большинстве распространенных сетевых сред (в том числе, естественно, в стандартных для ОС UNIX сетях, основанных на семействе протоколов TCP/IP).

Основой взаимодействия между клиентом и сервером оконной системы X является так называемый X-протокол, представляющий собой точную спецификацию допустимых запросов от клиента к серверу и допустимых ответов сервера к клиенту. Как указывается в документации оконной системы X, Х-протокол обладает следующими особо привлекательными качествами:

  • При использовании этого протокола обработка взаимодействий клиента и сервера ведется единообразно, независимо от того, основана она на внутренних механизмах IPC или на реальных сетевых обменах; это позволяет добиться прозрачности сетевой среды как с точки зрения конечного пользователя, так и с точки зрения разработчика прикладных программ.



  • - Начало -  - Назад -  - Вперед -